Начнем издалека, с 1960 года, когда в СССР был принят ГОСТ «Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты». Документ впервые определял допустимые вес машин и нагрузки на их оси. А уже весной следующего года были введены временные ограничения по массе — чтобы грузовики не разбивали дороги в распутицу. Ведь если дороги I—IV категорий строили в расчете на осевую нагрузку 10 т, то дороги самой дешевой, V категории, рассчитывались лишь на 6 т: теоретически они не могли выдержать даже груженый ЗИЛ-130...
Время шло, и в середине девяностых была принята подробная «Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов», которая ограничила допустимую полную массу автопоездов на уровне 38 т (на две тонны меньше, чем в большинстве стран Евросюза), но максимальная нагрузка на ось осталась прежней, 10 т (в Евросоюзе — 11,5 т). Кстати, эта инструкция в редакции 2004 года действует и по сей день.
Однако рядом с ней, на той же интернет-страничке Росавтодора, есть новый документ — Постановление Правительства РФ №272 «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». Оно вступило в действие 15 июля 2011 года и формально приблизило Россию к Европе по весовым параметрам грузовиков: полную массу автопоезда наконец-то увеличили до 40 т, одиночного четырехосного грузовика — до 32 т (раньше было 30 т), осевую нагрузку — до 11,5 т. Правда, такая нагрузка разрешена только на соответствующих магистралях, которых в нашей стране всего шесть процентов.
То есть в стране действуют даже не два, а три противоречащих друг другу документа! Поскольку ряд пунктов Правил перевозки грузов не совпадает с нормативами Регламента о безопасности колесных транспортных средств, принятого в 2009 году.
Впрочем, многим водителям до этого дела нет: они как ездили с перегрузом, так и ездят, не покупая никаких спецразрешений, а просто давая взятки на постах! Росавтодор, базируясь на данных весового контроля, уверяет, что перегруженные фуры на наших дорогах составляют 30% от общего количества. По нашему мнению, их гораздо больше...
Так вот. Каждую весну на наших дорогах появляются знаки, резко снижающие допустимые нагрузки на оси, — это и есть временные ограничения, связанные с таянием снега. Вот какую картину рисует Росавтодор: «При температуре ниже нуля вода в верхней части земляного полотна и в песчано-гравийном основании замерзает, раздвигая твердые частицы: образуются ледяные линзы. Затем эти линзы подсасывают воду по капиллярам от горизонта грунтовых вод и увеличиваются в объеме. В связи с неравномерностью увеличения объема линз образуются пучины. Весеннее оттаивание начинается сверху и снизу промерзшего слоя: вода чаще всего не успевает отфильтровываться, поскольку окружающий грунт частично остается замерзшим и обладает малой проницаемостью. Грунт временно становится водонасыщенным, и его несущая поверхность резко снижается...»
В итоге нагрузки на дороги законодательно ограничивают на месяц, но точные даты могут изменяться от области к области: в средней полосе — с 1 по 30 апреля, в Сибири — на весь май, на Дальнем Востоке — на весь июнь. Повторим, что «под раздачу» попадают только те фуры, что ездят лишь внутри страны, а международных перевозчиков — хоть наших, хоть иностранных! — все эти ограничения не касаются. Уже нелепость, не так ли?
Знаки весовых ограничений появляются на всех основных трассах, включая федеральные: М-1 на Минск, М-2 на Симферополь, М-3 на Киев... Вплоть до М-52 (Чуйский тракт) и трассы от Хабаровска до Находки. При этом разрешенные нагрузки «плавают» не только в зависимости от трассы, но и от ее конкретного участка.
Рассмотрим, например, трассу М-10 от Москвы до Питера. Вскоре после выезда из Москвы появляются те самые знаки: на одиночную ось — до 8 т, на ось двухосной тележки — до 6 т, на ось трехосной тележки — те же 6 т. То есть сорокатонная сцепка здесь не пройдет, но груженная не полностью — вполне. Допустим, мы загрузили фуру в точном соответствии с этими знаками, поехали... И вдруг после Твери разрешенная нагрузка резко снижается: на одну ось — уже 6 т, на ось сдвоенной тележки — 5 т, трехосной — всего 4 т! И что прикажете делать? Вываливать несколько тонн груза на обочину? Или уходить на огромный крюк по узким шоссе через Ржев и Псков? Но и там — ограничения! Если же ехать по питерской трассе напрямую, на Валдае будет разрешено уже 10 т/8 т/7 т. Но не радуйтесь: после Новгородской объездной до самой Ям-Ижоры — опять «шесть—пять—четыре».
Показательно, что эти ограничения становятся строже год от года: в прошлом году на том же участке до Ям-Ижоры было разрешено «восемь—шесть—шесть», а в 2010 году на протяжении всей питерской трассы «восемь—семь—шесть»! Что произошло с тех пор? Дороги резко обветшали?
Это еще цветочки. Например, на астраханской трассе и около Чебоксар разрешенная нагрузка на ось — всего пять тонн. Если учесть, что у пустого автопоезда на переднюю ось приходится 5,5—5,8 т, а у одиночного тягача — около 5,2 т, это означает, что дальнобойщики там не могут пройти даже пустыми!
[...]
http://trucks.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=122712&SECTION_ID=6923