Сколько у нас будет платных дорог и когда, почем обойдется проезд – об этом мы расспросили председателя правления госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха.
– В прошлом году планировали ввести в строй несколько платных участков. Но не ввели. Почему? – Решили не торопиться и накопить опыт, эксплуатируя платный участок в Липецкой области. На нем применены элементы интеллектуальной транспортной системы, гибкая схема оплаты. Следили за интенсивностью потока: 70% водителей выбирают платный участок и только 30% – альтернативный. Примерно как в Европе.Часть водителей грузовиков ехала в объезд, и мы не могли понять – почему. Они же столько времени теряли! Выяснили: те покупали за полцены чеки для проезда по магистрали, ехали по деревням бесплатно, а с работодателя брали полную сумму. Сейчас внедряем современные способы оплаты; уже весной появятся бесконтактные электронные карточки. В 2011 году мы построили 140 км новых и реконструированных дорог (при плане 106,7 км), заключили 10 инвестиционных договоров на строительство 19 многофункциональных дорожных сервисов на наших дорогах. Зона сервиса – это АЗС, станция техобслуживания, шиномонтаж, стоянки для автомобилей, магазин, кафе, мотель. Первые такие откроют на трассах «Дон» и «Беларусь» уже в этом году. – Сколько еще километров платных дорог появится в 2012-м? – Пять скоростных участков на трассе «Дон»: один в Московской области, по два в Тульской и Липецкой (48–71-й км, обходы Ефремова, Богородицка, Яркина, Ельца). Их общая протяженность 166 км. Естественно, у всех будет бесплатная альтернатива. – Количество платных дорог собираетесь увеличивать? – Будет расти протяженность скоростных дорог европейского качества. К 2020 году мы должны полностью завершить реконструкцию дороги М4 «Дон» и наиболее важных участков трасс М1 «Беларусь» (225 км) и М3 «Украина» (77 км); построить новые шоссе – М11 (скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург), северный и восточный участки Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области (от новой трассы М11 до М4 «Дон», всего 202 км); создать 58 многофункциональных зон дорожного сервиса. Страна получит 3,6 тыс. км современных автодорог – многополосных, с разрешенной скоростью 120 км/ч; из них 1,9 тыс. км – платные участки. – Когда строите, бережете природу? – На будущей трассе М11 планируется устанавливать шумозащитные экраны высотой 4–6 м вдоль магистрали, отводить ливневые и талые воды, строить подземные переходы для животных... Взамен вырубленных деревьев мы должны высадить в три раза больше. Наш партнер по строительству первого участка трассы – французская компания «Винси», так что во всем ориентируемся на французские экологические стандарты. Само собой, дорожное полотно, развязки, площадки для отдыха, освещение, информационные пункты и т. д. – все будет сооружаться по европейским образцам. Чтобы предупредить конфликты с природоохранными организациями и экоактивистами, мы в дополнение к положенным по закону процедурам (различные экспертизы, общественные обсуждения и слушания) еще на стадии проектирования теперь рассматриваем все варианты в экологическом комитете при госкомпании, куда пригласили крупных ученых, представителей общественных и экологических организаций. В этом году комитет провел экспертизу трех участков будущей дороги Москва – Санкт-Петербург и исследование дубравы в лесопарке Химкинского района Московской области. Замечу, что все члены комитета, в том числе академики, работают исключительно на общественных началах. – В начале 2013 года вы собираетесь запустить северный обход Одинцова, в 2014 году – головной участок новой трассы Москва – Санкт-Петербург. Сколько будет стоить проезд по этим дорогам? – По северному обходу Одинцова (18,5 км) – с легковушки 4 руб./км; по головному участку – 3,6 руб./км. Эти отрезки строят концессионеры. Для тех дорог, что построены на деньги из бюджета, – 1 руб./км. – Почему мы должны платить за проезд по дорогам, построенным за счет бюджетных средств? – Ни царская Россия, ни Советский Союз, ни новая Россия не смогли построить развитую сеть дорог только за счет бюджетных средств. Именно поэтому, считаю, нужно искать иные подходы; к тому же они доказали свою эффективность во многих странах мира. Деньги, собираемые госкомпанией за проезд по платным отрезкам, расходуются на их же содержание, а также на содержание альтернативных бесплатных участков. А средства госбюджета направляются на строительство новых дорог. Все хотят, чтобы у нас в стране были европейские автобаны, но для этого придется по-европейски платить за проезд. Хотите простой пример? Вы приобрели квартиру в многоэтажном доме, заплатив при этом и за коммуникации, и за лифт, в котором поднимаетесь на свой этаж. Когда каждый месяц вносите квартплату, в квитанции есть строка: «За пользование лифтом». Позвольте, но вы уже его оплатили! Несправедливость? Формально вы можете отказаться и не платить эти деньги, если сумеете доказать, что будете ходить только альтернативным путем – по лестнице. Но я не слышал, чтобы кто-то хоть раз возмутился. Все платят и выбирают лифт.
При строительстве скоростных дорог в России сегодня применяются передовые технологии и техника.
Разрешенная скорость на этих участках – до 110 км/ч, как положено по Правилам, хотя рассчитаны они на 150.
Информация о начале платного отрезка и возможных вариантах объезда должна быть вывешена заранее.
Конечно, никому не нравится платить за проезд. Но 70% автомобилистов у нас выбирают платный вариант – так быстрее.