http://www.rbcdaily.ru/2011/11/07/focus/562949981971191
Премьер-министр Владимир Путин, проехав по трассе «Амур» на
«Ладе-Калина», обеспечил на много лет популярность этого автомобильного
пути — ездить по нему будут, даже несмотря на огрехи строителей. А этого
добра на полотне хватает, показал специальный тест, проведенный РБК
daily. Согласно разъяснениям Росавтодора и приказу Минтранса, доводить
трассу до ума будут еще два года и потратят на это более 9,6 млрд руб. А
опыт лидера движения «Убитые дороги Пскова», тоже проехавшего по
«Амуру», показал, что при всем старании идеальных дорог в России просто
делать еще не умеют.
Решение в виде документа о строительстве
трассы «Амур», пролегающей между Читой и Хабаровском, было принято
Совмином СССР более 40 лет назад, в 1967 году, и с тех пор она с грехом
пополам строилась. Работа велась с объективными сложностями, связанными в
основном с тем, что дорога длинная и шла она по малозаселенным
территориям. Но в нынешнем веке стало понятно, что крайне необходимо
установить круглогодичную транспортную связь с Дальним Востоком,
рассказывает чиновник Росавтодора. Задача выполнялась в несколько
этапов. Сначала обеспечили элементарную проезжаемость дороги насквозь. К
2008 году сделали «нормальную» дорогу, но без асфальта. И только потом
правительство поставило цель закатать имеющуюся дорогу в асфальт, что и
выполнили в 2010 году.
Подтолкнул «Амур» к запуску премьер
Владимир Путин. Глава правительства навел шороху среди руководителей
областей, через которые пролегает трасса, летом 2010 года лично проведя
осмотр дороги, заодно проверив и вазовское детище — «Ладу-Калина»,
которая поддержала русские традиции и тоже оказалась не без изъянов.
Благодаря
премьеру, устроившему премьеру автодороги, за ней стали пристально
наблюдать журналисты. Корреспондент РБК daily повторил маршрут,
проложенный Путиным. При этом он убедился, что ремонтники и строители не
всегда разделяют уважение представителей СМИ к трассе. Уже в самом
начале трасса М-58, на которую репортеры выехали по «объездной» Читы,
вызывает вопросы. Бросается в глаза, что дорога почему-то неширокая — в
две полосы для обоих направлений. После многочисленных разговоров об
экономической, а соответственно, и инвестиционной привлекательности
региона, казалось бы, транспортные коммуникации тут само собой должны
отличаться высокой пропускной способностью.
ЧУДЕСА НА ВИРАЖАХ
Следующее
замечание, сделанное автолюбителями: новый асфальт лежит неровно, как
будто волнами. При этом как бы в подтверждение стараний строителей здесь
имеются такие важные детали, как отбойники со светоотражателями и
яркая, хорошо читаемая разметка. Ближе к Хабаровску различные дефекты
дороги были все чаще заметны. На асфальте, который еще не так давно был
положен, кое-где появились трещины. Порой покрытие становилось настолько
неровным, что приходилось значительно сбрасывать скорость, а то и
прибегать к резкому торможению.
То, что прогибы полотна имеют
место, признал в разговоре с РБК daily официальный представитель
Росавтодора. Однако он отметил, что дефекты дорожного покрытия могут
быть вызваны разными причинами и для того, чтобы разобраться, надо
рассматривать каждый отдельный случай, изучать причины, почему это
произошло, из-за некачественного обслуживания трассы или же по вине
подрядчика. «Может, фура какая-то стотонная резко затормозила», —
предлагают РБК daily один из возможных вариантов в Росавтодоре.
Как
подтвердил тест РБК daily, порой сама М-58 провоцирует машины резко
тормозить. Например, такое происходит на съездах с мостов. Так,
корреспондент попал в подобную ситуацию, когда из-за разрушившегося
покрытия на стыках моста и дороги его автомобиль подпрыгнул на
металлической «ступени». «Инспектор» осмотрел место и понял, что
подобной встряске на трассе подвергаются многие — свежие черные следы
шин свидетельствовали о регулярных сильных торможениях. И таких мостов
встречалось на дороге немало.
Удивили идеальные съезды,
окаймленные металлическими отбойниками, которые неожиданно вдруг
упирались в дорогу, покрытую простой щебенкой, либо предлагали
продолжить путь по обычной грунтовке. Такой, например, оказалась
небрежно засыпанная щебнем дорога, ведущая от «Амура» к городу Ерофей
Павлович.
Выяснилось, что вопрос соединения селений, стоящих
неподалеку от М-58, с самой трассой изначально не привязывался к планам
по строительству трассы «Амур». Об этом РБК daily сообщили в
Росавтодоре, заметив, что вопрос строительства таких ответвлений дороги
решается согласно приказу Минтранса. Однако в то же время он отражает
потребности субъектов Федерации и, возможно, будет возложен на
руководство того субъекта, в котором имеется потребность в таких
дорогах.
ЛИКВИДАЦИЯ ПРОБЛЕМ
По наблюдениям
испытателей от РБК daily, на «Амуре» встречались старые участки с
глубокими выбоинами, которые могли привести к катастрофическим проблемам
для автомобиля. Так, в Еврейской автономной области на глазах
путешествующих праворульная Toyota Mark II угодила в одну из ям правым
колесом. Из-за сильного удара колесо вывернулось наружу. В результате
этого у машины также поломался об асфальт бампер и помялся металлический
порог кузова.
«Да, на дороге остались участки, построенные еще 20
лет назад. Эти кусочки дороги покрыты асфальтом, но при этом сильно
изношены. И вот как раз на необходимость приведения таких участков в
порядок и обратил внимание премьер, когда проехал по трассе на
«Калине», — информировали в Росавтодоре.
По данным ведомства,
протяженность устаревших участков дороги, которые необходимо привести в
нормативное состояние, при общей протяженности трассы 2150 км составляет
чуть более 436 км. При ремонте снимается верхний слой дорожных одежд
и кладется новый. Сейчас на некоторых участках «Амура» видна как раз та
стадия, когда сняли старый асфальт и еще не положили новый. Однако
чиновники Росавтодора уверяют, что вся эта работа по приведению дороги в
порядок будет закончена в ближайшее время.
Все работы по
окончательному приведению в порядок старых участков регулируются
приказом Минтранса №241 от 6.11.2010 года. Программа рассчитана на
период с 2011 по 2013 год. Всего на эти цели запланировано выделить 9,6
млрд руб. Согласно приказу планируется, в частности, реконструировать
участки дороги, построить подъезды к населенным пунктам, установить и
заменить дорожные знаки. Также предполагается создать искусственное
электроосвещение. Кроме того, будут возведены три стационарных пункта
весового контроля.
БЛЕСК «АМУРА»
Как бы то
ни было, при всем обилии вопросов к самой пропиаренной дороге
современной России проехавшие по ней автолюбители не смогли не отметить:
качество трассы менялось по всей ее протяженности. А особо удачные
участки позволяли водителям почувствовать себя в российской глубинке,
как на лучших хайвеях Европы. Тут были и ровный асфальт, и изобилие
ярких дорожных знаков, и дополнительные полосы перед поворотами, и
третья полоса для обгонов (правда, попеременно используемая в разных
направлениях), и прочие повышающие безопасность элементы.
Воспользовался
возможностью опробовать трассу и лидер общественного движения «Убитые
дороги Пскова» Александр Васильев, который после общения с Владимиром
Путиным во время его визита в Псков в апреле этого года решил проехать
через всю страну от Владивостока до Калининграда вместе с активистами
движения и изучить таким образом проблемы дорожной отрасли России.
Васильев, вошедший по итогам региональных праймериз в координационный
совет «Общероссийского народного фронта», рассказал РБК daily, что его
реальное впечатление в целом таково: «Амур» — очень хорошая скоростная
трасса. Новые участки делались по последним стандартам, и ничего
подобного не встретишь даже в центральной части России».
В
качестве проблемных Александр Васильев выделил опять же старые отрезки
дороги, в частности в районах Хабаровска, Читы. Недочеты есть и в
некоторых местах новой дороги, но их можно пересчитать по пальцам, хотя
они, конечно, портят впечатление. Суть проблем на трассе М-58 специалист
по убитым дорогам видит в том, что регионы, где она проходит, относятся
к зоне вечной мерзлоты, как в принципе большая часть России. «Пока
специалистов и схем строительства в вечной мерзлоте нет. Строители
выполняют работу по проекту, а он может в себе содержать погрешности,
связанные как раз с этой проблемой», — говорит г-н Васильев. Тем не
менее, замечает он, надо отдать должное самому факту существования такой
трассы, которая соединила восток и центр огромной страны. К тому же
дорога позволяет проехать по ней не только на грузовике, но даже на
спортивном автомобиле.
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/11/07/focus/562949981971191